Ресурсоснабжающая организация — что это и как заключить прямой договор с ней?

Договор с ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией

Все блага цивилизации, которыми пользуются жители многоквартирных домов, будь то электричество, тепло или горячее и холодное водоснабжение, являются ресурсом, предоставляемыми специальными организациями.

Такие организации именуются ресурсоснабжающими (РСО). Ресурсоснабжающая организация — что или кто это? Существуют четкие правила, по которым происходит расчет и взаимодействие между потребителями (собственниками или иными пользователями) и РСО.

Зачастую посредником между ними выступают управляющие компании (УК), но в некоторых ситуациях возможны прямые расчеты и прямые договора между пользователями услуг и организациями, предоставляющими услуги.

Обратите внимание

За чей счет производится замена электросчетчиков в квартире и на лестничной площадке? Ответ узнайте прямо сейчас.

Правила, согласно которым осуществляется предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими правовыми актами:

Что такое ресурсоснабжающая организация?

Ресурсоснабжающими организациями называются юридические лица и ИП, которые осуществляют предоставление, транспортировку и продажу коммунальных ресурсов.

К ресурсоснабжающим организациям относятся компании, предоставляющие следующие ресурсы:

Кроме того, к РСО относятся компании, осуществляющие транспортировку и обслуживание вышеперечисленных ресурсов.

Таким образом, все ресурсы, предоставляемые гражданам, транспортируются и доводятся до жилого дома ресурсоснабжающими организациями.

Управляющей компанией называется юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию, управление и содержание жилых домов на основании договора, подписанного между организацией и собственниками жилых помещений.

Строго говоря, УК — посредник, аккумулирующий средства собственников для оплаты услуг, предоставляемых РСО.

Важно

УК является исполнителем коммунальных услуг и подрядчиком потребителей, а ресурсоснабжающая организация — субподрядчиком на основе договора, заключенного между УК и РСО.

Кроме того, УК обслуживает общее имущество, планирует и осуществляет ремонт и эксплуатацию зданий.

Исходя из этого, ресурсоснабжающие организации не могут быть управляющими компаниями, так как ограничены одним видом деятельности и не могут организовывать общее управление жилым зданием.

В то же время, могут осуществляться прямые расчеты между РСО и пользователями, кроме того, могут заключаться прямые договора на предоставление услуг.

В каких случаях РСО выполняет функции исполнителя коммунальных услуг? Управление жилым домом осуществляется следующими способами:

В последней ситуации, когда от лица потребителей выступает один из собственников или их доверенное лицо, исполнителем коммунальных услуг выступает ресурсоснабжающая организация. Другими случаями, в которых исполнителем коммунальных услуг назначается РСО, являются:

Случаи, когда РСО назначается исполнителем коммунальных услуг, строго ограничены правилами, установленными постановлением №354 правительства РФ.

Прямые расчеты между пользователями и РСО имеют как преимущества, так и существенные недостатки.

Совет

В 2017 году планируется введение возможности заключения прямых договоров между пользователями и ресурсоснабжающими организациями. Заключение таких договоров может осуществляться в следующих случаях:

В этих случаях собственники жилых помещений имеют право заключать прямые договора и осуществлять прямые расчеты с РСО.

В то же время, такая ситуация имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

Федеральным законом № 176, которым вносятся изменения в ЖК РФ, устанавливается, что ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей несет исполнитель коммунальных услуг.

Штраф организации, нарушившей порядок начисления коммунальных платежей, составляет 50% от соответствующей суммы.

В тех случаях, когда исполнителем назначается РСО, штрафные санкции налагаются на эту организацию.

В таких случаях следует подать письменное обращение в компанию-исполнителя коммунальных услуг с требованием перерасчета стоимости предоставленных услуг, если ответа и соответствующих действий не последует, то можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на организацию, кроме того, можно подать письменное обращение в прокуратуру или обратиться в суд.

Сфера ЖКХ по-прежнему остается одной из самых проблемных в России.

Многочисленные случаи банкротства управляющих компаний, рост неплатежей или предоставления некачественных или излишне дорогих услуг привели к тому, что правительством и парламентом РФ было принято решение о возможности заключения прямых договоров между пользователями и РСО.

Обратите внимание

Кроме того, законодательством РФ предусмотрен прямой порядок расчета потребителей с ресурсоснабжающими компаниями.

Эти меры должны привести к повышению качества предлагаемых услуг и снизить непрозрачность расчетов между собственниками и данными организациями.

Однако, несмотря на это, вводимые меры не только имеют значительные плюсы, но и несколько усложняют потребителям условия расчета по коммунальным платежам.

Дата размещения статьи: 12.11.2015

Источник: http://s-fs.ru/dogovor-s-resursosnabzhajushhej-organizaciej-i/

Прямые договора с “коммунальщиками”. Так ли всё просто?

В последнее время участились разговоры о “прямых” договорах.

Ни для кого ни секрет, что практически все поставщики ресурсов стремятся получать деньги жильцов, минуя управляющие организации.

Понятно, что жильцы многоквартирных домов, получавшие на протяжении многих лет одну квитанцию, начинают путаться, кому они платят и к кому обращаться в случаях, предусмотренных законодательством.

Попробуем разобраться?

Постараюсь не загромождать статью многочисленными отсылками к законам, а просто поясню логику взаимодействия жильцов, управляющих организаций и поставщиков ресурсов.

Базовая схема взаимодействия этих организаций, согласно положениям Жилищного Кодекса и 354 постановления «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», выглядит следующим образом: управляющая организация (не зависимо от её формы: УК, ТСЖ, ЖСК и т.п.) обязана заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение тех коммунальных ресурсов, которые предусмотрены степенью благоустройства дома и предоставить соответствующие коммунальные услуги жильцам. Схематично это выглядит следующим образом:

Таким образом, для жильцов их управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг (т.е. организацией, предоставляющей коммунальные услуги), а РСО является поставщиком коммунального ресурса для управляющей организации.

Как происходят расчеты за предоставленную услугу? Жильцы платят за коммунальную услугу исполнителю, исполнитель собирает средства и рассчитывается ими за коммунальный ресурс с РСО. Дополним нашу схему:

То есть как ни крути, “по-умолчанию” жильцы и РСО не имеют друг с другом никаких отношений.

Важно

Понятно, что сложно найти дом, в котором УО предоставляет всего 1 услугу (речь идет как о коммунальных, так и о жилищных услугах), в большинстве домов их 4-5, а то и 8-9.

Как происходит сбор оплаты за такое количество услуг? В принципе всё просто – УО рассчитывает размер платы для каждого жильца в соответствии с законодательством и выставляет ему платежный документ в котором перечислены все предоставленные услуги, а жилец оплачивает этот документ. В случае полной оплаты картина будет примерно такой:

Но что делать УО, если жилец внес плату не полностью? Например, ему не понравилось как убирают мусор и он решил «наказать» УО рублём не заплатив за «содержание дома», или вода две недели шла ржавая и он решил что коммунальная услуга такого отвратительного качества должна предоставляться бесплатно.

С точки зрения жильца – всё просто. Если он с чем-то не согласен, значит именно за это он и не заплатил. Часто бывает и так, что жилец просто решил оплатить квитанцию частично. Однако с точки зрения УО, всё немного сложнее, так как возникает необходимость в перераспределении платы.

Согласно ПП №253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» в случае, если платежный документ оплачен не полностью, плата за каждую из предоставленных услуг уменьшается, пропорционально доле этой услуги в общем платеже.

То есть, не заплатив, например, за «Содержание дома», жилец автоматически становится должен не только за эту услугу, но и за все остальные:

Для многих жильцов эта ситуация неочевидна и часто становится причиной конфликтов с УО.

Тем не менее, платежи жильцов худо-бедно собраны. Пришла пора УО рассчитываться с РСО. Для каждого из коммунальных ресурсов существую свои профильные правила, описывающие как особенности договорных отношений, так и порядок расчета платы за эти ресурсы.

Совет

Общее правило такое – РСО взымает плату с УО за весь ресурс, предоставленный дому под управлением УО. Вот тут-то и начинаются проблемы – из-за изменений в законодательстве, которые произошли в 2013 году (в частности, новая редакция п.

44 354 постановления), сумма платежа за ресурс в ряде случаев превышает ту сумму, которую может собрать УО с жильцов по соответствующим услугам. Как такое может быть? Очень просто – тут играет важную роль наш «любимый» ОДН.

Если сами жильцы не решили иначе, то УО имеет право выставлять жильцам в квитанциях плату за ОДН только в пределах норматива, утвержденного органами местного самоуправления.

Норматив включает в себя в буквальном смысле только плату за лампочки в подъезде, лифты и маломощное общедомовое оборудование (домофоны, средства пожарной сигнализации и т.п). Понятно, что всегда остается «хвостик», причем этот «хвостик» для ряда домов более чем в 10 раз превышает плату за «лампочки в подъезде».

О причинах такого положения дел я писал ранее, сейчас разговор не об этом, а об оплате счетов – ведь от того, что УО не смогла провести собрание и определить источники финансирования платы за превышение ОДН, сумма платежного требования от РСО не меняется. То есть недоплата жильцов и невозможность оплаты ОДН в полном объеме в худшем случае дают примерно такую картину:

Если удалось договориться жильцами о порядке распределения платы за превышение ОДН, то картина чуть изменится, но из-за текущих долгов жильцов ситуация вцелом будет похожа:

Вкратце её можно описать простой фразой: УО всегда должна РСО. В буквальном смысле. Надеюсь теперь понятно, откуда появляются претензии РСО — УО ежемесячно должны вносить плату за предоставленный ей коммунальный ресурс в полном объеме и точка. Нет оплаты – терпим несколько месяцев и тащим в суд.

В суд, понятно, УО идти не хочется, т.к. в данной ситуации понятно, на чьей он будет стороне. Проиграть в суде означает не только оплатить долг, но и «попасть» на компенсацию судебных расходов, оплату неустойки и в ряде случаев оплатить расходы на исполнительное производство.

Незапланированные расходы, когда ты сам вечно в долгах, никому не нужны.

Если всё это происходит по закону, то как же выкручиваются УО? Грубо говоря, есть несколько подходов расчетов с поставщиками.

Расчеты с поставщиками

Первый подход – «мы не платим за то, что не можем выставить жильцам». То есть УО выставляет жильцам плату строго по закону и рассчитывается с РСО исключительно в объеме поступивших средств.

Долги УО из-за ОДН растут как снежный ком, появляются претензии поставщиков, суды. Исход – ликвидация организации, списание долгов и «новая жизнь» с тем же названием, но с приставкой «плюс».

В данном случае явно ущемляются права РСО.

Второй подход – «жильцы платят за всё, что выставляют нам поставщики». То есть УО выставляет жильцам плату за ОДН в полном объеме (либо в отдельной строке, либо без согласия жильцов ОДН оплачивается из строки «содержание дома»). Права жильцов ущемляются, зато удается в полном объеме рассчитываться с РСО.

Третий подход – использование «котла». Плата с жильцов собирается строго по закону, но платежи не разбиваются по поставщикам, а «валяются» в общей куче на расчетном счете.

Расчеты с поставщиками ведутся по мере поступления требований о погашении задолженности из этих «общих» денег. Проще говоря «сейчас мы берем деньги, которые должны за воду, чтобы погасить долг за электроэнергию».

Дефицит покрывается либо дополнительными взносами, либо комбинированием третьего и второго подхода. В данном случае ущемляются как права РСО, так и права жильцов.

Ну и четвертый подход – «всё по закону». Проводится общее собрание собственников, на котором они решают оплачивать ОДН в полном объеме самостоятельно. Ничьи права не ущемлены. Правда есть одно «но» – так как жильцы редко идут на добровольное увеличение платы, обоснованно считая, что они и так слишком много платят, то такой вариант применяется крайне редко.

Обратите внимание

Почему законы написаны так, что «делай всё по закону и будешь банкротом»? – не знаю. Но такое положение дел известно как УК и РСО, так и контролирующим органам.

Так как с момента вступления изменений в 354 постановления, ущемляющих права УО в плане выставления счетов за ОДН, прошло чуть больше года, то весь этот период придумывались и реализовывались различные законные способы «убрать» обязанность по оплате ОДН с УО, т.е. прямо или косвенно перевести жильцов на прямые расчеты с поставщиками.

Читайте также:  Актуально для многих - можно ли вернуть телефон если он не понравился в течение 14 дней

Расчеты с жильцами напрямую

Теперь, наконец-то, поговорим о способах расчетов РСО напрямую с жильцами, отличных от «классической» схемы, о которой мы говорили в начале статьи.

Самый и первый и самый очевидный способ, который наделал шумихи в СМИ в конце прошлого года – это переход на непосредственное управление.

При такой форме управления каждый жилец заключает отдельный договор напрямую со всеми поставщиками услуг, а управляющая организация выполняет исключительно работы по содержанию общего имущества.

То есть РСО «превращается» в исполнителя (которому, в том числе согласно 354 постановлению дано право собирать ОДН в полном объеме безо всяких ограничений), а УО, насвистывая веселую мелодию, подметает двор и моет подъезды.

В принципе, это не так страшно и такой способ не вызывает особых вопросов, если бы не тот факт, что в большинстве случаев инициатива перевода дома на непосредственное управление исходила со стороны УК, управляющих этими домами.

Методы «пропихивания» нужных решений вызывали обеспокоенность как самих жильцов, так и контролирующих органов. Ведь всем понятно – непосредственное управление несет за собой множество прав и обязанностей, к которым многие жильцы были просто не готовы.

Люди с удивлением узнавали, что должны лично заключать договора с каждым из поставщиков, менять приборы учета за состоянием которых не следила УК, ездить за справками по всему городу, отстаивать очереди в офисах поставщика для проведения перерасчетов или для выставления претензий, собираться всем домом для решения текущих вопросов по управлению общим имуществом и т.п. То есть многие дома оказались в весьма неудобном положении.

Пик перевода домов на самоуправление пришелся на зиму 2014 года и продолжался бы дальше, пока… пока не подвернулся случай со сменой гарантирующего поставщика электроэнергии (ведь на самом деле, именно с ОДН по этой услуге у УО были самые большие проблемы).

Тут неожиданно для потребителей появился второй способ «отдать» их поставщикампочти все УК города стали уклоняться от заключения договора энергоснабжения с новым поставщиком. Да, они обязаны его заключить, но… но заключили лишь единицы.

354 постановлением такая ситуация допускается как временная и РСО до момента заключения договора с УО признается исполнителем коммунальной услуги (п. 8).

Важно

В данной ситуации УО, по причине отсутствия договора с РСО, вообще не имеет права предоставлять жильцам соответствующую коммунальную услугу (т.е. распоряжаться не принадлежащим ей ресурсом).

Следует отметить, что здесь мнения расходятся – поставщики ресурсов обоснованно считают, что в данной ситуации они являются исполнителем услуг и имеют право предоставлять коммунальные услуги в полном объеме (в том числе и на общедомовые нужды), а контролирующие органы упорно настаивают на том, что в подобной ситуации именно УО обязано предоставлять услуги на общедомовые нужды (правда при этом скромно умалчивают, как такая организация в отсутствие договора может распоряжаться не принадлежащим ей ресурсом, а тем более взымать за него плату с жильцов).

В настоящее время ситуация с заключением договоров явно затягивается, так как поставщик не может принудить УК к исполнению своих обязанностей, а со стороны жильцов при виде огромных платежей за ОДН, поступают жалобы на кого угодно, но только не на УК. Т.е. в принципе ситуация стала близкой к непосредственному управлению, за исключением того, что УК в большинстве своем по-прежнему предоставляют услуги по теплоснабжению, водоснабжению и газоснабжению.

Почему же эти услуги остались? С поставщиком газа всё просто – согласно 261-ФЗ установка общедомовых приборов учета газа в многоквартирных домах не требуется, а значит и нет проблемы с ОДН. Нет проблемы с ОДН – нет повода «скидывать» жильцов.

С поставщиком воды сложнее – проблема ОДН есть, но со стороны УО нет повода для одностороннего отказа от исполнения ранее заключенного договора.

Правда такой повод есть у РСО и хоть организация, поставляющая воду для жителей города, позже всех подключилась к вопросу прямых платежей, но сейчас перевод жильцов на прямые договора набирает обороты – так как практически все УО в нашем городе имеют долги за предоставленные ресурсы, то проще всего оказалось постепенно отказываться от исполнения договоров в одностороннем порядке со стороны РСО на основании имеющейся задолженности (ст. 30 постановления №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»), то есть поставщик по сути искусственно ставит себя в ситуацию, в которой оказались энергетики.

При этом с тепловой энергией сам поставщик пошел навстречу и предложил беспроигрышный на первый взгляд вариант – «давайте заключим договора и сделаем всё по закону, но мы сами будем собирать предназначенные нам платежи ваших жильцов». Как это возможно?

Подкованные жильцы в первую очередь вспомнят про то, что п. 6.3 ст. 155 ЖК РФ предусматривает возможность внесения платы жильцами напрямую в РСО. Многие склонны считать, что такие отношения – это то же самое, что и «прямой договор». Это неверно.

Совет

Во-первых, речь идет исключительно о внесении платы, а во-вторых, если внимательно прочитать этот пункт, то можно заметить два условия для применения такого порядка расчетов – а) жильцам нужно провести общее собрание с соответствующей повесткой дня б) даже если такое решение принято, то жильцы всё равно не могут оплачивать поставщику плату за ОДН. Возникает вопрос – а, собственно, почему нельзя платить за ОДН? Ответ прост (хоть и неочевиден) – потому что при таком способе внесения платы УО всё равно остается исполнителем услуг и на основании ранее заключенного ей договора на приобретение коммунального ресурса с РСО собирает плату, в том числе за услуги, потребляемые при использовании общего имущества в доме. Т.е. жильцы просто платят платежи за пользование услугами в их жилых помещениях в пользу РСО и ничего более. Исполнителем соответствующей услуги всё равно является их УО, следовательно, к ней должны направляться все предусмотренные законом требования по вопросам предоставления коммунальной услуги надлежащего качества.

Собтсвенно в этом и заключается третий способ. Тут можно заметить два следствия – во-первых, проблему ОДН это никак не решает (т.е. УО по-прежнему должна платить за ОДН), а во-вторых, такой порядок расчетов мало вяжется с тем, что жильцы видят в своих квитанциях – поставщик тепла выставляет плату как за сами услуги, так за ОДН. Вопиющее нарушение закона? Вовсе нет…

Есть четвертый способ, предусмотренный 354 постановлением – внесение платежей через платежных агентов. Этот вид деятельности подробно разобран в N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Согласно этому закону, платежным агентом является организация, с которой УО заключен договор на прием платежей физически лиц. Платежный агент также не является исполнителем услуг, а просто собирает деньги. Но всё же есть как минимум 3 существенных отличия от положения РСО, описанного в п. 6.3 ст.

155 ЖК РФ: а) платежный агент может собирать плату за любые услуги, в том числе и за ОДН б) платежный агент не является получателем средств по договору на прием платежей и обязан перечислять собранные им средства жильцов обратно в УО в) собирать плату через платежного агента или нет, решает УО, а не жильцы. То есть что у нас получается:

Платежным агентом может быть и сама РСО – никто, в принципе, не запрещает. Правда в этом случае (с учетом всех требований законодательства) схема несколько изменяется:

В случае, если платежи осуществляются в пользу платежного агента, в квитанции должны быть указаны реквизиты как УО (как исполнителя услуг), так и Агента (как организации, через которую осуществляются платежи). Никто не ограничивает жильца в праве платить в адрес любой из указанных организаций.

Главное что следует понимать – платежный агент не отвечает перед жильцами ни за что, кроме непосредственно сбора денег. Исполнителем услуг (а значит, организацией к которой нужно предъявлять любые законные требования по вопросам предоставления коммунальных услуг) по-прежнему является УО.

Вот, в общем-то и всё.

К сожалению, многие жильцы просто не понимают сути отношений УО и РСО и считают, что если они перечисляют платежи «напрямую» поставщику, то находятся в более выгодной ситуации, чем те, кто платит их в адрес УО и при этом все проблемы их дома сами собой улетучиваются. Увы, часто это не так.

В большинстве случаев УО теряет контроль над платежами и услугами за которые она по-прежнему отвечает, а поставщики услуг берущие плату по прямым договорам мало заинтересованы в проведении мероприятий по энергосбережению и оптимизации учета.

Обратите внимание

Да и когда дело доходит до претензий и перерасчетов, оказывается, что всё не так просто как раньше и у прямых расчетов есть своя «тёмная сторона».

Источник: https://Tverigrad.ru/tblog/pryamye-dogovora-s-kommunalshhikami-tak-li-vsjo-prosto

Назначение ресурсоснабжающей организации: исполнитель коммунальных услуг, заключение договора с МУП или РСО

Любое удобство, которым каждый день пользуется большинство людей, будь то вода, электричество, газ или тому подобное, является ресурсом, предоставляемым жителям специальными организациями. В нашей стране реализована определенная система ресурсоснабжающих организаций. Исполнителем коммунальных услуг являются представители таких компаний.

Общие понятия

Взаимодействие между ресурсоснабжающей организацией и потребителем выполняется с помощью посредника. В большинстве случаев им является управляющая компания жилого дома, за которой он закреплен.

Некоторых интересует вопрос о том, может ли ресурсоснабжающая организация быть управляющей компанией и предоставлять свои услуги напрямую, без посредников. Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к законодательству.

Правила, которые регулируют обязанность управляющей компании заключить договор с ресурсоснабжающей организацией и другие полномочия служб по такому направлению, прописаны в Жилищном кодексе РФ, в постановлениях правительства № 124, № 307, № 354 и № 1498, а также федеральным законом № 176.

К ресурсоснабжающим организациям относятся юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые могут осуществлять транспортировку и предоставлять коммунальные услуги гражданам страны. Сюда относятся компании, которые продают:

  • природный газ;
  • тепловую энергию для отопления жилищ;
  • электричество;
  • водопроводную воду;
  • водоотведение (канализация).

В большинстве случаев РСО сотрудничает только с УК. Поэтому вопрос о том, может ли МУП быть управляющей компанией, является актуальным во все времена. Согласно правительственным актам, муниципальное унитарное предприятие может заниматься деятельностью УК. Для этого нужно получить специальную лицензию.

Помимо предоставления коммунальных услуг, РСО обладает дополнительными полномочиями по обслуживанию населения. Сюда входят:

  1. Уничтожение и выведение различных насекомых и грызунов.
  2. Еженедельный вывоз мусора.
  3. Осуществление доступа к телевизионной антенне.
  4. Создание благоприятного освещения уличных и дворовых территорий.

Управляющая компания

Как говорилось ранее, управляющая компания — это посредник, который отвечает за предоставление услуг РСО частным лицам. Изначально договор заключается между РСО и УК. После этого УК заключает индивидуальные договоры со всеми клиентами и принимает оплату от них.

Помимо этой деятельности, УК занимается обслуживанием общего имущества, ремонтом и эксплуатацией зданий и тому подобным. Поэтому ресурсоснабжающая компания не может являться управляющей, поскольку вид ее деятельности ограничен и она не может организовать структуру управления жилым зданием.

Однако сотрудничать с РСО можно напрямую, без каких-либо посредников. Для этого заключается отдельный договор с представителями компании.

Прямой договор с РСО

Если нет желания сотрудничать с УК, то можно обратиться в РСО напрямую и заключить индивидуальный договор. Эта процедура влечет за собой как определенные преимущества гражданина, так и недостатки.

К списку достоинств прямого договора относятся:

  • В случае банкротства УК житель ничего не потеряет, так как оплачивает получаемые услуги напрямую, без посредников.
  • Отсутствует коллективная ответственность, как при УК. Никто не страдает из-за соседей, которые в течение долгого времени не оплачивают услуги.
  • Исключаются расходы на бюрократические издержки управляющей компании.
  • Экономия.

Есть и существенные недостатки, с которыми придется столкнуться. А именно:

  • Коммунальные услуги придется оплачивать в разных местах, а также проходить через несколько касс.
  • Перерасчет оказанных услуг занимает больше времени. Могут возникнуть трудности в этом вопросе.
  • В целом снижается общая эффективность управляемости, поскольку этим занимается УК.
  • Отсутствует возможность выполнить капитальный ремонт здания за счет федеральных средств.
Читайте также:  Как быть, если не приходят квитанции на оплату налога на приватизированную квартиру?

Для заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией необходимо попасть в одну из следующих ситуаций:

  1. Заявитель является собственником частного дома.
  2. В многоквартирном доме выбран способ непосредственного управления жильем. Такое решение должны поддержать все представители жилья. Как правило, это осуществляется в домах, где не так много квартир (до 30).
  3. Пользователь услугами является владельцем нежилого помещения в многоквартирном доме.
  4. Управляющая компания или товарищество собственников жилья имеет задолженность перед РСО. Такой долг должен превышать размер трехмесячной стоимости услуг.

В таких случаях гражданин может обращаться в РСО для оформления договора об оказании коммунальных услуг напрямую.

Источник: https://chebo.pro/pravo/resursosnabzhayushhie-organizatsii-i-ispolniteli-kommunalnyh-uslug.html

Рсо в жкх

Вода, электричество и газ сегодня проведены во все квартиры многоэтажных домов ресурсоснабжающими организациями (РСО). Многие хотят перейти на прямые расчеты с РСО, минуя управляющие компании. Подробнее о том, что такое эти компании и как осуществляется взаимодействие между ними и владельцами недвижимости можно прочитать ниже.

Что означает РСО

РСО – это юр. лица и ИП, которые занимаются предоставлением коммунальных ресурсов и их прямой доставкой до мест потребления. Их деятельность регламентируется жилищным законодательством. Такими учреждениями являются поставщики:

  • электрической энергии;
  • воды, как горячей, так и холодной;
  • газа;
  • тепла (отопления и твердого топлива).

Также к таким компаниям относятся и транспортные организации, которые доставляют ресурсы до места назначения. К РСО относятся и объединения, которые занимаются следующей деятельностью:

  • ликвидируют крыс, мышей и насекомых;
  • вывозят мусорные отходы;
  • устанавливают телеантенны;
  • освещают близлежащие участки.

Их этого выходит, что РСО предоставляют как ресурсы, так и услуги для жителей многоквартирных домов. Это подробная расшифровка понятия ресурсоснабжающие организации.

Ук как рсо

Управляющая компания – это юр. лицо, которое эксплуатирует, управляет и содержит жилищный фонд по причине договора, заключенного владельцами недвижимости и организацией.

Если говорить кратко, то УК – это посредническое учреждение, которое собирает деньги у жильцов для оплаты ресурсов, поставляемыми РСО. Таким образом, ресурсоснабжающая организация является субподрядчиком, а управляющая компания подрядчиком у жильцов многоэтажек на основании заключенного договора.

Помимо этого, управляющая компания занимается содержанием в надлежащем порядке жилого фонда, собирает деньги на капитальный ремонт, выполняет текущие работы по восстановлению и сохранению общедомовых помещений. Поэтому РСО никак не могут выступать в качестве управляющей компании, потому что не осуществляют подобные мероприятия, занимаясь коммунальными проблемами.

Важно

Но они в состоянии принимать прямые платежи от своих потребителей и заключать договора на этот вид деятельности. Когда владельцы квартир многоэтажного дома, которые непосредственно управляют зданием, заключают контракт с ресурсоснабжающей организацией, то последняя становится исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги.

Также РСО – это исполнитель в ЖКХ в следующих ситуациях:

  • если владельцы жилья не избрали способ управления;
  • когда истек период прежнего способа управления, а новый еще не выбрали в жилищном товариществе или при других формах правления.

Все случаи, когда организация ресурсоснабжения выступает в качестве управляющей компании и получает платежи за коммунальные услуги, оговорены в постановлении №354 правительства России.

Преимущества и недостатки прямых расчетов

При прямых расчетах существуют как плюсы, так и минусы. Являются преимуществами при прямых платежах:

  • снижение рисков разорения управляющей компании, потому что потребитель платит напрямую;
  • никто не отвечает за неуплату услуг жилищно-коммунального хозяйства другими жильцами, поэтому все средства, которые собирают на капремонт и содержание здания идут только по прямому назначению.

Минусами подобных расчетов на основании договора коммунальной оплаты будет следующее:

  • всем потребителям необходимо платить за предоставленные услуги в разных местах;
  • при перерасчетах часто могут возникать затруднительные вопросы.

Прямые договора

Сегодня появилась возможность заключать прямые договоры между потребителями и РСО. Можно это делать в следующих ситуациях:

  • при проживании собственника в частном доме;
  • при избрании на общем собрании подобного способа управления;
  • если потребители ресурсов хозяева необитаемых помещений в многоэтажном доме;
  • если управляющая компания или товарищество собственников жилья задолжали РСО более трех месячных платежей за коммунальные услуги.

Тогда владельцы недвижимости в многоквартирных домах вправе оформить прямой договор на поставку необходимых услуг. У такого способа есть плюсы:

  • нет надобности содержать лишних чиновников;
  • не нужно нести ответственность всем жителям дома за несколько недобросовестных соседей, которые не платят коммунальный взнос;
  • возможен найм на короткий срок подрядчиков для проведения работ по восстановлению жилого фонда, что разрешает сэкономить из-за большой конкуренции в этой области.

К минусам подобных договоров относят:

  • многоэтажное здание перестает управляться результативно из-за больших разногласий между жителями;
  • коммунальная оплата может осуществляться нерегулярно;
  • нельзя сделать капремонт за счет денег, которые выдает Фонд содействия реформам ЖКХ.

Ответственность РСО за неверные расчеты

По закону за все нарушения отвечает исполнитель коммунальных услуг в размере 50 процентов от надлежащей суммы. Когда РСО напрямую на основании договора становится исполнительным органом, то штраф должна оплачивать она.

При неверном расчете нужно написать заявление исполнителю, а когда ответа не последует, то обратиться в Роспотрбнадзор, прокуратуру или судебные органы. Из-за частых банкротств управляющих компаний и ненадлежащих услуг, которые они предоставляют, правительство разрешило заключать с ресурсоснабжающими компаниями договоры и выполнять расчеты напрямую.

Такие методы при оформленном договоре приведут к улучшению качества коммунальных услуг и увеличению прозрачности расчетов между хозяевами недвижимости и РСО. Но чтобы получить качественные услуги напрямую, следует добиться согласия всех заинтересованных сторон, что в некоторых случаях бывает крайне сложно.

Источник: https://ozhkh.ru/zhilishhno-kommunalnoe-hozyajstvo/rso

Шесть важных вопросов на сложную тему. Прямые договоры: кому платить и почему так?

Изменения в жилищном кодексе России, которые утвердил президент в апреле 2018 года, позволили жителям напрямую взаимодействовать с компаниями, которые поставляют тепло, горячую и холодную воду, а также оказывают услуги водоотведения. Теперь собственники квартир могут напрямую заключить договор с такими предприятиями — ресурсоснабжающими организациями (РСО), — и оплачивать их счета без участия управляющей компании или ТСЖ.

Нововведениями за минувшие полгода воспользовались жители 1264 домов Красноярска.

С апреля 2018 года можно заключить договоры на поставку ресурсов и услуг напрямую с поставщиком, минуя управляющую компанию или ТСЖ. Деньги за эти ресурсы и услуги также теперь надо платить напрямую поставщикам.

Прямые договоры могут появится в двух случаях:

  • по решению собственников. В этом случае дату перехода на прямые договоры и расчеты с ресурсниками определяют собственники, однако РСО вправе отсрочить заключение таких договоров на три месяца
  • если у жилищной организации большой долг перед РСО. Тогда договор заключается через месяц после уведомления о расторжении договора с жилищной организацией.

Никаких новых договоров жителям подписывать не нужно. На прямые договоры переходит сразу весь дом целиком: нельзя, чтобы одна квартира оплачивала тепло теплоснабжающей организации, а другая — в управляющую компанию.

После заключения прямого договора оплачивать индивидуальное потребление коммунальных ресурсов следует по отдельной квитанции уже от РСО. Жилищная организация не имеет права включать эти начисления в свою квитанцию. Дополнительных сборов за печать отдельной квитанции не будет. Эти расходы лягут на поставщика ресурсов. Порядок передачи показаний прописан в каждой квитанции на оплату коммунальных услуг.

При наличии отдельной квитанции от поставщика ресурсов «по старинке» платить нельзя. Это грозит судебными разбирательствами, отключением горячей воды и канализации, арестом денег и иными мерами принудительного взыскания.

Все жалобы на качество коммунальных ресурсов — недостаточно горячую воду, холодные батареи и так далее — необходимо направлять в свою жилищную организацию. Это написано в законе.

1

А раньше как было?

В жилищном кодексе возможность оплаты напрямую поставщику ресурсов была и раньше. Но напрямую заключить договор между собственником и поставщиком ресурсов было нельзя. Стороной в нем могла быть только жилищная организация — управляющая компания или ТСЖ.

Жители передавали жилищникам показания своих счетчиков, а жилищники выставляли квитанцию и собирали деньги. Честные управляющие компании рассчитывались за коммунальные ресурсы и услуги, а некоторые, видимо, «забывали» перечислить средства поставщику. Из-за чего у управляющей компании копились огромные долги, и иногда доходило до банкротства. Теперь все иначе, но без желания собственника, зачастую, не обойтись.

2

А сейчас как и почему вдруг потребовалось вносить изменения в существующий порядок вещей?

Совет

Сейчас заключать договоры с коммунальщиками и оплачивать ресурсы и услуги можно напрямую. Квитанции на оплату за них будут приходить уже не от управляющей компании или ТСЖ, а от ресурсников и деньги будут сразу же попадать на их счета. Жилищники лишатся доступа к деньгам за услуги, которых не оказывают, а жители будут уверены, что их деньги посутпят по назначению за конкретные услуги.

Прежде всего, введение прямых договоров и прямой оплаты за потребленные коммунальные ресурсы и услуги должно сократить задолженность за коммуналку. По различным причинам красноярские жилищные организации не перечислили поставщикам ресурсов свыше 2,3 млрд рублей за тепло и горячую воду, около 451 млн рублей за холодную воду (эта сумма не включает долг управляющих компаний, ранее работавших с ООО «ГУК «Жилфонд» по договору управления и признанных банкротами). Хотя уровень собираемости от собственников квартир, по подсчетам РСО, в большинстве случаев превышает 90%.

3

И что надо делать, чтобы заключить договоры напрямую с поставщиками?

Законом предусмотрено два случая, когда договор может быть заключен между жителями и поставщиками коммунальных услуг.

Источник: http://sibgenco.online/news/element/six-important-questions-on-a-difficult-subject-direct-contracts-who-pays-and-why/

Закон о прямых договорах с РСО 2018 года: прямые расчеты в ЖКХ без управляющей компании, последние новости | Таков Закон

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта.

Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ).

Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов.

Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2018 год более триллиона рублей.

Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников.

Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?

Обзор Постановления Правительства РФ №354 о коммунальных услугах

Что нужно знать о принятии нового ФЗ?

Закон о прямых договорах с РСО 2018 года (законопроект № 207460-7) 3 апреля подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступит в силу после публикации в официальном печатном издании «Российской газете».

Скачать официальный текст проекта закона о прямых договорах с РСО в 2018 году

Основные положения закона

Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников.

Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы.

Обратите внимание

В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств.

Читайте также:  Как увеличить срок годности пшеничной муки?

Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов.

Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.

Вопросы применения нового закона

Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям.

Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно.

Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законопроект предусматривает две возможности заключения прямого договора с РСО:

  • собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  • РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.

Какие обязанности предусмотрены в договоре, как будут производиться прямые расчеты в ЖКХ, последние новости говорят о том, что типовой договор уже разработан Минстроем и приведен в проекте соответствующего Постановления Правительства РФ.

Источник: http://takovzakon.ru/bez-posrednikov-obzor-zakona-o-prjamyh-raschetah-v-sfere-zhkh-v-2018-godu/

Переход на прямые договорные отношения по предоставлению коммунальных услуг. Плюсы и минусы для сторон — Управляющая компания ООО «Жилищный стандарт»

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать

Как известно, предоставление коммунальных услуг — это сложный трудоемкий процесс, в котором задействованы и ресурсоснабжающие предприятия, и управляющие организации и Товарищества собственников недвижимости (ТСН). В последнее время недовольство потребителей качеством и стоимостью коммунальных услуг резко растет и именно поэтому всю систему предложено поменять.

Первым этапом изменений системы предоставления и расчетов за коммунальные услуги можно назвать Федеральный закон № 176-ФЗ от 29.06.2015 года (далее «Закон 176-ФЗ»), который, по сути, «легализовал» существующие на сегодня прямые договорные отношения между потребителями и РСО.

Такие прямые договоры предусмотрены кодексом при непосредственном управлении многоквартирным домом (п.2 ст.164 ЖК РФ). Кроме того, довольно часто встречалась ситуация, когда договор между управляющей организацией и РСО не был заключен, а коммунальные услуги предоставлялись собственникам помещений ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.17 ст.12 Закона 176-ФЗ, если такая договорная схема действовала до 30.06.

Важно

2015 года, то договоры, заключенные между РСО и собственниками помещений в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация, продолжают действовать до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

Следует учесть, что согласно статье 310 Гражданского Кодекса РФ, РСО не может быть стороной, отказавшейся от договора, такое право есть только у собственников помещений в МКД и реализовать они его могут через решение общего собрания.

Вторым этапом планируется повсеместно изменить систему договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг потребителям.

Для этого подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» по вопросу установления прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями, который на момент подготовки данного номера уже прошел публичное обсуждение.

Понятие «коммунальные услуги» «исчезает» и вместо него появляется два других термина — «поставка ресурсов» и «обеспечение предоставления коммунальных услуг».

С какой целью это сделано?

В первую очередь законодатель стремится четко разграничить роль и ответственность ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций/ТСН. Теперь ресурсоснабжающие организации заключают с потребителями прямой договор на поставку коммунальных услуг. Но при этом ресурсоснабжающие организации поставляют не коммунальную услугу потребителю в точку разбора, а только ресурс на вводе в дом.

Для преобразования ресурса в услугу есть еще один договор — договор управления, который заключают между собой собственники помещений и управляющая организация (в случае, если в доме создано ТСН — роль договора управления «берет на себя» Устав).

По договору управления управляющая организация обеспечивает предоставление коммунальных услуг путем надлежащего содержания, ремонта и эксплуатации внутридомовых инженерных систем и иного общего имущества в многоквартирном доме в состоянии постоянной готовности к подаче холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа в помещения многоквартирного дома, осуществления водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами, а также путем приготовления отдельных видов коммунальных ресурсов с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества (при наличии такого оборудования).

Совет

Управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения от имени собственников и действует здесь в качестве агента. Законопроект предусматривает, что доверенность на заключение такого договора управляющей организации от собственников не требуется, и отказаться от заключения такого договора управляющая организация не вправе.

Поскольку собственник становится стороной по договору с ресурсоснабжающей организацией, деньги собственники напрямую оплачивают ресурсникам за исключением случая, когда иное предусмотрено договором.
Новая договорная схема будет выглядеть следующим образом:

Законопроектом предусматривается переходный период.

Исходя из законопроекта, по умолчанию ранее заключенные договоры между УО, ТСН и РСО действуют до 1 января 2017 года и даже далее (пролонгация). Но если стороны желают воспользоваться новым механизмом работы, то могут по своему желанию сделать это по следующим основаниям:

1) истечение срока договора с РСО; 2) расторжение договора;

3) односторонний отказ.

После 1 января 2017 года прежний договор может быть прекращен в любой момент при отказе одной из сторон.

Вместе с тем, для управляющих организаций и ТСН есть возможность оставаться на прежних отношениях, но только при наличии решения общего собрания собственников и получения согласования ресурсоснабжающей организации.

Теперь давайте попробуем вывести основные положительные и отрицательные стороны законопроекта.

Финансовые вопросы.

Для ресурсоснабжающих организаций плюс заключается в том, что к ним пойдут прямые платежи граждан, без всяких задержек, минуя так называемый «буфер» в виде управляющих организаций и ТСН. На сегодня еще не решен вопрос о том, кто же будет вести расчеты и выставлять квитанции. Здесь несколько вариантов.

Это может делать управляющая организация (ТСН), поскольку согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.

Обратите внимание

2013 № 416, управление МКД должно обеспечивать организацию и осуществление расчетов за услуги ЖКУ, в том числе начисление платежей, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД ведение претензионной и исковой работы с должниками.

При этом, управляющая организация вправе потребовать компенсировать комиссию банка и почты, но это необходимо заранее предусмотреть в договоре. Второй вариант — когда каждая ресурсоснабжающая организация самостоятельно ведет расчеты и выставляет квитанции, что подразумевает расходы на содержание абонентских отделов.

Третий возможный выход — повсеместное создание единых расчетных центров, статус и порядок работы которых будет необходимо прописать отдельным правовым актом. Вопрос определения ответственного за расчеты и выставление квитанции приобретает особую актуальность в связи с введением новых штрафных санкций на виновное лицо за неправильные начисления (250-300 тыс. руб.).

Расчет платежей за коммунальные услуги подразумевает сбор ряда данных, который возложен на управляющую организацию (ТСН): информация о показаниях индивидуальных приборов учета, контроль качества услуг. При этом нигде не сказано на платной или безвозмездной основе это делается, а для управляющих организаций это затраты, которые в противном случае ей необходимо заложить в тариф.

Главный плюс для управляющих организаций и ТСН заключается в том, что они избавляются от долгов потребителей за коммунальные услуги. Кроме того, плата за коммунальные услуги, собираемая ранее управляющими организациями, больше не будет учитываться в качестве их прибыли при налогообложении, а значит, многие компании смогут перейти на упрощенную систему налогообложения1.

Вопрос качества.

Стороны должны поделить между собой ответственность в случае непредоставления коммунальных услуг либо предоставления таких услуг ненадлежащего качества. Качество коммунальных услуг предлагается контролировать на границе зон ответственности управляющего домом и ресурсоснабжающей организации.

Разграничение зон ответственности управляющей организации и собственника установлено в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 и не подлежит расширительному толкованию.

Границей эксплуатационной ответственности управляющего при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Важно

Поскольку РСО не поставляет услугу потребителю, на ресурсников не распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства 354). Как же можно осуществить контроль качества ресурса?

Получается, что «на границе» должен стоять общедомовый прибор учета, у которого есть функция контроля качества услуг. Что делать, если такого прибора нет, законодатель умалчивает. Одно из предложений — определять виновное лицо комиссионно. Абсолютно ясно, что две стороны (РСО и УО) имеют противоположные интересы и никогда не договорятся. Нужен арбитр.

Первоначально предлагалось таким арбитром сделать представителя совета многоквартирного дома. Но, во-первых, совет дома создан далеко не во всех домах, во-вторых, представитель такого совета может не оказаться на месте в нужное время либо вовсе отказаться участвовать в такой проверке без объяснения причины.

Представляется правильным, четко назвать в законе ресурсоснабжающую организацию, которая заключает договор с потребителями и берет плату, — исполнителем коммунальных услуг.

Тогда ресурсоснабжающая организация будет нести ответственность за качество коммунальных услуг не на вводе в дом, а точке потребления.

И только в случае, если доказано, что коммунальная услуга представлена некачественно из-за плохого обслуживания внутридомовых инженерных сетей — ответственность перекладывается на управляющую организацию (ТСН).

Сейчас ситуация обратная — в случае, когда вина ресурсоснабжающей организации в нарушении условий договора ресурсоснабжения не установлена, ответственность всегда несет управляющая организация (ТСН).

Ряд авторов придерживается мнения, что обязательство управляющей организации по договору управления многоквартирным домом связано с осуществлением ею предпринимательской деятельности, её ответственность строится на началах риска и наступает независи­мо от наличия вины.

Совет

Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения управляющей организации от ответственности за нарушение своих обязательств, по общему правилу, является невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).

Однако это неправильно, поскольку ответственность без вины для компании, работающей по договору, противоречит началам гражданского и жилищного права.

Кроме того, нельзя не учитывать положения административного права, согласно которым  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП).

Подводя итог, замечу, что у законопроекта много как плюсов, так и минусов. Но изменения в Жилищный Кодекс дадут только общее направление, концепцию. Все тонкости должны быть прописаны в постановлениях и других подзаконных актах.

Это должно быть сделано, во-первых, быстро (не так, как в случае с лицензированием УО), во-вторых, предусмотрев все возможные варианты событий. Без привлечения экспертного сообщества, практиков от РСО и УО здесь не обойтись.

 

Директор Некоммерческого партнерства
Саморегулируемой организации управляющих недвижимостью
«Качество. Инновации. Технологии»,
Елена Владимировна Шерешовец

Источник: https://siti-service.ru/news/item/473-perekhod-na-pryamye-dogovornye-otnosheniya-po-predostavleniyu-kommunalnykh-uslug.html

Ссылка на основную публикацию